Александр Мохов: «Возможность соприкоснуться с таким материалом – радость»
На телеканале НТВ 16 сентября прошла премьера политической драмы «Ельцин. Три дня в августе». Перед премьерой фильма журналист Владимир Сергеев попросил режиссера Александра Мохова рассказать, как проходил съёмочный процесс, и о чём, кроме исторических фактов, создатели фильма хотели рассказать зрителям.
Владимир Сергеев*: – События августа 1991 года до сих пор вызывают споры в обществе. Многие сегодня склонны считать действия ГКЧП правомерными. Зрители, возможно, будут ждать от вашей картины раскрытия неких тайн и ответов на свои вопросы. Как режиссёр и гражданин, вы ставили себе задачу выразить своё мнение о тех днях?
Александр Мохов: – Для меня фильм – возможность соприкоснуться с небольшим, но интересным и противоречивым отрезком истории нашей многострадальной страны. Я хотел на многие вопросы ответить прежде всего для себя. И на вопросы зрителя хотелось ответить. Но, чем больше я изучал материалы о тех днях, докладные записки, стенограммы заседаний, точки зрения антагонистов (стараясь понять и одну сторону, и другую), прочитывал и прослушивал воспоминания участников тех событий, тем отчетливее понимал, что, видимо, ещё не скоро мы узнаем всю правду. Есть много нюансов, о которых мы не знаем. Потому что очень многое даже у участников этих событий, сёрьёзных и компетентных людей, менялось кардинально по отношению к тем трём дням августа 1991-го, буквально через год-два-три.
Моей задачей было показать человеческие проявления при неожиданных и даже опасных событиях. Дело не в званиях и постах: президент России, президент СССР или председатель КГБ и другие чиновники. Мне интересно наблюдать, как ведут себя те или иные персонажи в экстремальных ситуациях, которые могли перерасти в трагические. Жаль погибших парней, мы сочувствуем их родным, но всё же понимаем, что страна обошлась малой кровью.
Думаю, что ещё получу за этот фильм по заслугам (смеётся).
– Чего будет больше: исторических реконструкций или личных взаимоотношений, например, в семье Ельцина?
– Будет всё. Когда мне предложили начальный сценарий, я снимать отказался, так как текст походил не на сценарий, а на синопсис, в котором неясна, как говорили в наше время, гражданская позиция. И я не понимал, что смогу своего гражданского и человеческого здесь показать и проявить. Когда же спустя месяц сценарий был сильно переделан, я увидел, что мне, может, даже необходимо делать этот фильм.
Сюжет фильма «Ельцин. Три дня в августе» дал возможность показать, каким Борис Николаевич был именно тогда. Мне важно было увидеть и Ельцина, и людей вокруг него в течение трёх дней – с 19-го по 21-е августа. Большой плюс для нашего фильма в том, что он художественный, игровой. И хотя основан на реальных фактах с настоящими персонажами, здесь у меня право на некий художественный вымысел. Может, какие-то факты не стоило и показывать, потому что история часто переписывается в угоду кому-то и чему-то. А я старался объективно показать не хороших и плохих людей, а просто людей с чувствами, надеждами, страхами. Глупых людей тогда во власти не было. Зачастую мы показываем того или иного властного человека последних дней СССР глупцом.
Неправильно это. Да, сложные люди, неразгаданные, но дураков среди них не было. Мне было интересно заглянуть, образно говоря, в их головы, узнать и понять их мотивы. И тут даже мелочи важны.
Неправильно это. Да, сложные люди, неразгаданные, но дураков среди них не было. Мне было интересно заглянуть, образно говоря, в их головы, узнать и понять их мотивы. И тут даже мелочи важны.
– Семью Бориса Николаевича привлекали для участия? Использовали личные вещи для достоверности?
– Сделали без личных вещей. Старшая дочь Елена меньше всех участвовала в обсуждении тех моментов сценария, где рассказывалось о взаимоотношениях в семье и между супругами, но Наина Иосифовна и Татьяна Юмашева читали сценарий, и последняя редактура (когда сценарий уже сдали на телеканал) осталась за Татьяной Борисовной. Я понимал их волнение, речь ведь шла о муже и папе (поэтому всё глубоко личное постарался показать на экране деликатно), и думал, что со стороны семьи будет больше корректив и, возможно, даже скандал. Но оказалось, что последние коррективы Татьяны оказались лишь пожеланиями.
– А как с историческими интерьерами? В Кремле не снимали? Или на даче Ельцина в Архангельском?
– Мы воссоздавали интерьеры, или подбирали по фотографиям и советам консультантов. Потому что снимать в Архангельском или Ново-Огарёво было бы менее интересно, чем там, где мы сняли. Документальность с заходом в родные пенаты менее эффектна, чем в нашем фильме. О Кремле. В кремлёвских кабинетах снимать нельзя. Но этого и не требуется. Необходима достоверность по сути, по атмосфере, а не внешняя. Но что касается Белого дома, тут уж в кадре он должен быть настоящий, строить декорацию в таком фильме нельзя. Для меня было важно снимать именно у Белого дома на Краснопресненской набережной, и только на настоящем танке. Это стоило мне большой крови.
– Не все актёры в фильме изначально похожи на своих героев. Хотя грим может выручить, но в советском кино и фотопробы, и кинопробы были обязательны: исторических лиц изображали достоверно.
– Сложно отказаться от похожести Горбачёва и Ельцина на экране на настоящих Горбачёва и Ельцина и от их харизматичности. Но мне нужно было сделать серьёзную вещь, ни в коем случае не уйти в плюс, потому как получится карикатура. И в то же время невозможно совсем избежать похожести.
Конечно, маска похожести на нас давила. Но вот Феликс Антипов и похож на маршала Язова, и блестяще его сыграл. Мы ему только парик сделали, чубчик удлинили. И даже Александр Сирин отдалённо похож на своего прототипа – председателя КГБ Крючкова. Но мы и не искали стопроцентного портретного сходства. А Дима Назаров был меньше всего похож на Ельцина. Я его перекрасил, высветлил, чтобы без парика, чтобы естественнее. До него приходили артисты, которым я надевал парик, и вот они – живые Ельцины. Но только открывали рот и произносили текст, как становилось понятно – не Борис Николаевич. Назарова я дважды вызывал на картину, хотя он из тех актёров, кто не пробуется. Но мне нужен был «говорящий президент», а не внешне неотличимый, но статичный. Дима приходил и пробовался по полной программе. Он искал и манеру, и жесты, и пластику. Он даже внутренне преобразился. И вот передо мной и решительный, и сосредоточенный, и сомневающийся, и мучающийся Ельцин.
Вы поглядите, как мы «сделали» Горбачева. Владимир Юматов, помимо визуального ряда, блестяще озвучил настоящего Горбачёва. Пришлось прибегнуть к этому, так как важнейшая речь Горбачёва о своём отречении от власти была в браке и в шумах. Никто не мог найти ни на йоту отличия. Мы тщательно искали манеру игры, воспроизводили сущность человека, понимая, что здесь шаг влево, шаг вправо и уже пародия, или сатира. Надеюсь, у нас вышло всё деликатно.
– Дмитрий Назаров справился с установкой режиссёра?
– Да. Но он и без установки всё понимает и старается. Мне нравится выражение Аллы Борисовны Покровской о необходимости для актёра иметь «внутренний архив». Вот у Назарова потрясающий внутренний архив. Он многообразный и разносторонний человек, внешне выглядит глыбой, но внутренне ранимый и трогательный человек.
В фильме будет сцена разговора Бориса Николаевича с супругой. Все, кто смотрел, не смогли сдержать слёз. Действительно, у Ельцина до последнего дня были такие сердечные отношения с Наиной Иосифовной. И если б Назаров и Елена Валюшкина сыграли это походя, не прожив и не прочувствовав момента, то такого эффекта и достоверности не получилось бы.
– Актёры что-то своё привносили в характеры?
– Конечно, в кино, как и везде, человек, вкладывая душу, привносит что-то своё. Люблю, когда все участвуют во имя общей цели, и предлагают варианты и рисунок роли. Но право выбора за режиссёром. Потому что, к примеру, и образ председателя КГБ – сложнейший, и тот же министр обороны СССР. Актёры предлагают, вместе ищем какие-то нюансы. Мне неинтересны артисты-марионетки. А выбор, пардон, за мной. Только я должен не давить, а убеждать. Нормальный талантливый артист доверяет режиссёру, и понимает, что тот также заинтересован в удачном образе.
– Ещё не подытожили все сложности и радости после завершения фильма?
– Возможность соприкоснуться с таким материалом и такой темой - радость. Сложность в том, что некоторые боятся играть ныне живущих исторических персонажей, и здесь нужна творческая смелость. Всегда требуется серьёзность и непредвзятость, чтобы снимать или играть историю первых людей государства. Для меня внутренне это был новый этап в творчестве.
Могу сказать о сложностях с бюджетом и сроками. Такой важный фильм, где у тебя должны быть подлинные баррикады, танки, много массовки снимается минимум за 90 дней. И цели тогда другие, и бюджет. А мы снимали всего за 19 дней. Но требования у людей к такому фильму будут как на полные метры.
Анализировать фильм сейчас не буду – пока ещё не улеглось, не устоялось. Жду премьеры фильма и его обсуждения. Замечания и даже неодобрение меня не пугают. Особенно жду мнения людей, которым доверяю, кто по сути рассмотрит, по делу. Вот что интересно и назидательно.
Анализировать фильм сейчас не буду – пока ещё не улеглось, не устоялось. Жду премьеры фильма и его обсуждения. Замечания и даже неодобрение меня не пугают. Особенно жду мнения людей, которым доверяю, кто по сути рассмотрит, по делу. Вот что интересно и назидательно.
Картина снята кинокомпанией «Мостелефильм». Сценарий Олега Антонова, режиссёр-постановщик – заслуженный артист РФ Александр Мохов, продюсер – Алексей Пивоваров. Роли исполнили популярные актёры Дмитрий Назаров (Ельцин), Александр Сирин (Крючков), Владимир Стеклов (Грачёв), Елена Валюшкина (Наина Ельцина), Валентина Шарыкина (Эмма Язова), Владимир Юматов (Михаил Горбачёв), Александр Клюквин (премьер-министр Павлов), Феликс Антипов (маршал Язов) и другие.
* Владимир Сергеев. Журналист, историк. Печатался в журналах «Персона», «Решение», «Мужской клуб», «Мужской характер», «Фома», «Христианин»; публикуется в газетах «Труд», «Комсомольская правда», «Новая газета», «Новые Известия» и др.